Что считается дтп

 

Виды ДТП на автомобильном транспорте их определение и классификация. Основные причины способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий. Перечень видов ДТП, утвержденные приказом МВД РФ от 18.06.96 № 328 "О мерах по реализации постановления правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 647". Виды ДТП на автомобильном транспорте их определение и классификация. Основные причины способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий. Перечень видов ДТП, утвержденные приказом МВД РФ от 18.06.96 № 328 "О мерах по реализации постановления правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 647".

Основные виды ДТП

Согласно установленных в настоящее время правил дорожного движения, выделяется несколько основных категорий и признаки ДТП. Вот как выглядит классификация ДТП:

  1. Столкновение. Сюда можно отнести разной интенсивности столкновение двух и более автомобилей.
  2. Опрокидывание. Это опрокидывание средства передвижения, произошедшее по разным причинам.
  3. Наезд. Это может быть совершение наезда, на автомобиль, находящийся в статичном положении – на обочине дороги или в жилом дворе.
  4. Падение пассажира при движении автомобиля. Сюда можно отнести падение из салона на дорогу или на пешеходный переход, а также падение пассажира внутри салона по причине резкого торможения или снижения скорости.
  5. Наезд на любой недвижимое препятствие – мостовая опора, дорожный знак, дерево, ограждение, столб или определенный объект недвижимости.
  6. Совершение наезда на пешехода – аварийные ситуации, где человек страдает, как от самого средства передвижения, так и от перевозимого груза. Это может быть выпавший из транспортного средства кирпич, ящик или доска.
  7. Разные формы наездов – на животное, на гужевой транспорт, на велосипедиста.

Существуют также иные варианты и виды ДТП. Это разнообразные группы дорожных аварий, которые не подпадают ни под какую категорию из перечисленных выше.

Это могут быть разнообразные формы наезда на колесо, которое отпало от иного средства передвижения или иной предмет.

Существует иная форма классификации дорожных происшествий. Изучив данную информацию, можно понять, что такое учетное ДТП, например.

Среди подобных категорий аварийных ситуаций можно отметить:

  1. Бесконтактное ДТП. Это особая ситуация, при которой водитель стал виновником происшествия, но сам при этом ни с кем не столкнулся. Самой распространенной является ситуации, когда водитель выезжает на встречную полосу, возвращается, а иные автомобили резко изменили траекторию движения и столкнулись.
  2. Учетное ДТП. Чтобы понять данную категорию аварийных ситуаций, потребуется обратиться к условиям учета происшествий, а также вспомнить, что в особой статистической отчетности в обязательном порядке обозначаются ДТП, где участники получили травмы разной степени тяжести, или ДТП привело к смерти людей. Только такие ситуации могут быть отнесены к категории учетных. Если люди не пострадали в аварии, она не будет подлежать учету.
  3. Скрытое ДТП. Здесь все понятно уже из самого названия. Это такие аварийные ситуации, при которых виновный ДТП скрывается с места без каких-либо причин, но исключительно с целью сокрытия своей причастности к сложившейся ситуации.

На основании всего сказанного выше можно сделать вывод, что законом установлена детальная профессиональная классификация аварийных ситуаций. Соответственно и виды производимого анализа также могут быть разными.

В процессе производимого анализа применяется обычно ситуационная, статистическая, корреляционная, а также вероятностная методики. Практически во всех случаях задействуется дорожно-техническая и юридическая экспертизы.

В обязательном порядке принимаются во внимание современные технологические, социокультурные моменты, а также удельные и абсолютные индивидуальные показатели.

Грамотно проведенный анализ ДТП позволяет понять каждую отдельную ситуацию, а также основные причины ее возникновения.

Полученные в результате информационные данные используются для выработки правильных превентивных мер, которые в последствии могут быть направлены на снижение количества происшествий на трассах в каждом отдельном населенном пункте и во всей стране в целом.

Важное замечание!

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

Задать вопрос

или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-43-58 (Москва), 8 (812) 425-13-31 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-14-82 (вся Россия).

Что не считается ДТП

Теория и практика говорят о том, что дорожное происшествие нельзя рассматривать как таковое, если неприятность случилась с автомобилем во время его стоянки (более 5 минут). Исключение составляют ситуации, когда с ним столкнулся другой транспорт.

Падение на машину дерева, снега с крыши, элементов фасада здания под понятие «ДТП» не подпадает. Не будут считаться ДТП хулиганские действия в отношении стоящей машины.

Например, злоумышленник наносит царапины, разбивает лобовое стекло, делает на автомобиле различные надписи. Тогда указанные действия рассматриваются правоохранителями в ином порядке.

Все описанные случаи причинения автомобиля ущерба в финансовом плане может покрыть страховка КАСКО. При этом в соглашении со страховой компанией следует оговорить процедуру получения страховки.

Основные причины ДТП

Абсолютное большинство ДТП происходит по субъективным причинам полностью или частично. В том или ином объёме почти всегда присутствует вина участника происшествия. Исключения могут составлять случаи, когда аварии происходят в результате каких-то объективных и полностью не зависящих от воли человека событий: проседание асфальта под проезжающей машиной, удар молнии в автомобиль и т. п. Выбежавшее на дорогу животное, ямы и выбоины, другие внешние факторы, которые человек мог предположить и избежать, не рассматриваются как единственные причины происшествий. В лучшем случае, помимо нарушений ПДД, допущенных водителем, устанавливается, например, нарушение дорожными службами норм и правил содержания дорог. Неисправность автомобиля также не является самодостаточной причиной ДТП, так как водитель перед выездом обязан проверить и обеспечить в пути исправность транспортного средства (п. ПДД).

В ПДД есть несколько универсальных норм, позволяющих установить вину водителя практически в любом ДТП. Например, п. 10.1 ПДД — водитель должен выбирать скорость в таких пределах, чтобы обеспечить постоянный контроль за движением, п. ПДД — водитель должен соблюдать интервал до впереди идущего транспорта и боковой интервал и др. Происшествия только по вине пешеходов происходят в редких случаях и возможны, пожалуй, только при неожиданном выходе на проезжую часть в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора.

По одному делу суд установил вину водителя в нарушении п. 10.1 ПДД, когда он, двигаясь по обледенелой дороге со скоростью 5–10 км/ч, не справился с управлением и допустил занос автомобиля с последующим столкновением. Вины дорожных служб в ненадлежащем содержании дороги при этом установлено не было. Суд посчитал, что в сложившейся ситуации водитель неправильно выбрал скорость движения. Доводы о том, что двигаться с меньшей скоростью автомобиль (ГАЗ 53) не мог по конструктивным особенностям, суд не счёл в качестве заслуживающего внимания — при возникновении опасной ситуации водитель должен применить все меры по снижению скорости вплоть до полной остановки ТС.

Практически любое ДТП происходит в результате нарушения водителем ПДД

Таким образом, принципиальной и основной причиной ДТП является нарушение водителем Правил дорожного движения. Более детальная классификация возможна исходя из конкретных норм ПДД. К основным причинам относят:

  1. Нарушение скоростного режима (п. 10.1 ПДД). Нередко водители путают неправильный выбор скорости с превышением предельно допустимого значения для данной местности (п. п. 10.2 – 10.4 ПДД) или определённого соответствующими дорожными знаками. В действительности правильный выбор скоростного режима не зависит от предельных показателей и определяется исходя из сложившейся обстановки. Само по себе превышение предельно допустимой скорости не может повлечь ДТП, авария происходит в связи с невозможностью остановиться при выбранном режиме движения. Водитель автомобиля, двигающегося со скоростью 100 км/ч по городу, может успеть затормозить или сманеврировать при достаточной видимости и свободной дороге, в то время как при скорости в 30 км/ч на обледеневшем асфальте при торможении автомобиль потеряет управление и столкнётся с другим автомобилем. Тормозной путь на мокром асфальте увеличивается до полутора раз, а на покрытой коркой льда дороге — в 4–5 раз по сравнению с сухим асфальтом.
  2. Выезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика. Обстоятельства и последствия такого нарушения очевидны.
  3. Неправильный выбор интервала до впередиидущего транспорта или бокового интервала. Резкое торможение двигающегося впереди автомобиля обычно не является причиной происшествия. Водитель, едущий сзади, должен выбирать безопасное расстояние, позволяющее ему в критической ситуации остановиться. Нередко водители пытаются уйти от столкновения с передней машиной путём маневрирования и совершают столкновение с ТС, двигавшимся по другой полосе в том же направлении, или выезжают на встречную полосу. ПДД не предусматривают возможность маневрирования при возникновении опасности. Действия водителя должны быть направлены только на снижение скорости вплоть до остановки.
  4. Выезд на встречную полосу (п. 9.1 ПДД). Причинами выезда могут быть обгон с нарушением правил, попытка уйти от столкновения с возникшим впереди препятствием, неправильный выбор расположения автомобиля на дороге без разметки, умышленные действия и пр.
  5. Нарушение правил поворота (п. 8.6 ПДД). Значительная часть водителей нарушает правила поворота на перекрёстках. При завершении манёвра ТС должно оказаться на своей полосе движения, а фактически совершается частичный проезд по встречной полосе, в результате чего происходит столкновение со встречным автомобилем.
  6. Другие нарушения ПДД.

Прочие обстоятельства, которые часто указывают в качестве причин дорожных происшествий, в действительности являются повышающими вероятность события факторами либо дополнительными причинами. К ним можно отнести:

  1. Физическое состояние водителя. Усталость, плохое самочувствие снижают внимательность и затормаживают реакцию. Для водителей автобусов, в т. ч. городских, дальнобойщиков и некоторых других категорий предусматривается особый режим работы, предполагающий обязательный отдых между рейсами и во время пути. Нарушение предусмотренных норм является одним из факторов, влияющих на аварийность. Прямой запрет на управление автомобилем в болезненном или утомлённом состоянии наряду с опьянением содержится в п. 2.7 ПДД.
  2. Отвлекающие факторы. Громкая музыка, особенно прослушиваемая через наушники, посторонний шум и разговоры в салоне, уделение внимания пассажирам (например, маленьким детям) или находящиеся внутри машины животные отвлекают водителя от контроля за движением. Это не позволяет своевременно среагировать на изменение обстановки.Заниматься посторонними делами за рулём — надёжный способ попасть в ДТП
  3. Погодные условия. Они оказывают разностороннее и многофакторное влияние на дорожное движение. Дождь и снег снижают как видимость, так и сцепляющие свойства асфальта, туман способен ограничить просматриваемость дороги до десятка метров по сравнению с несколькими километрами в ясную погоду, яркое солнце ослепляет водителя и т. д. Неблагоприятные погодные условия вызывают дополнительное напряжение водителя, что влечёт быструю утомляемость.
  4. Состояние дорожного покрытия — любимая тема водителей. Справедливости ради следует отметить, за последние годы отремонтирована и восстановлена значительная протяжённость как трасс, так и городских дорог, но проблема настолько существенна, что говорить о всеобщем удовлетворительном качестве пока не приходиться. Водителю полезно запомнить некоторые предельно допустимые показатели дорожных изъянов (ГОСТ Р 50597–93), при отклонении от которых возможно привлечение к ответственности за ДТП дорожных и иных соответствующих служб:
    • ширина отдельной выбоины — 60 см;
    • длина отдельной выбоины — 15 см;
    • глубина отдельной выбоины — 5 см;
    • отклонение решётки дождеприёмника от уровня лотка — 3 см;
    • отклонение крышки люка от уровня покрытия — 2 см;
    • отклонение головки рельса от покрытия — 2 см.
  5. Алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение. Нарушение п. 2.7 ПДД само по себе не может повлечь ДТП, но нетрезвое состояние оказывает катастрофическое влияние на реакцию и координацию человека, препятствует адекватной оценке дорожной ситуации. В силу общей правовой и общественной установки пьяный водитель с большой степенью вероятности будет «притянут» к ответственности за ДТП и причинённый ущерб, даже если фактически он не совершит иных нарушений ПДД и происшествие произойдёт в результате действий другого участника.Состояние опьянения катастрофически влияет на реакцию и адекватность водителя

К иным факторам, способствующим ДТП, можно отнести ненадлежащий надзор за домашними животными, действия диких животных, природные явления, ненадлежащее содержание прилегающих к дорогам объектов (например, при падении на дорогу деревьев, столбов, конструкций и т. п.) и другие обстоятельства, которые могут существенно повысить риск наступления ДТП. К способствующим факторам относят также недостаточно квалифицированную подготовку водителей в автошколах, недостатки конструкций автомобилей. Сторонники эзотерических учений в причине ДТП могут усмотреть карму, но это уже на любителя.

Фото 1

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в утративших силу Правилах 1998 года

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в утративших силу Правилах 1998 года

В действовавших до 12 мая 2015 г. Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной дорожной службы России от 29 мая 1998 г. N 168, дорожно-транспортные происшествия подразделялись на следующие виды:

Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Официальная трактовка на 2019 год?

Разумеется, первое, что необходимо привести – это определение термина. Оно даётся в пункте 1.2 Правил:

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, "дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения, в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под термином "дорога" понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от по делу N А33-11923/2013 указал, что "поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения, то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия - страхового случая, предусмотренного договором добровольного страхования".

Фото 2

Возмещение ущерба и морального вреда

ДТП неразрывно связано с вопросами возмещения вреда. Обязанность по возмещению ущерба и компенсации морального вреда лежит на виновнике ДТП. Исходя из обстоятельств, может быть установлена обоюдная вина участников события или вина нескольких водителей, если произошло массовое происшествие. При возмещении ущерба в рамках ОСАГО вина нескольких участников признаётся равной, пока не установлено иное, выплата производится пропорционально.

Следует понимать, что ГИБДД не устанавливает вину в причинении ущерба и даже вину в ДТП. Полиция выявляет и определяет нарушения Правил дорожного движения в действиях участников. В общем случае нарушитель ПДД является виновным в причинении ущерба, но в спорных ситуациях установление вины или степени вины возможно только в судебном порядке.

ДТП. Определение понятия

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")

Тождественное определение понятия "дорожно-транспортное происшествие" содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п.  Рекомендаций по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р).

Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения (утратившие с года Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденные Федеральной дорожной службой России года).

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли "пострадавший" автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что "из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие" (постановление ФАС Центрального округа от по делу N А09-1079/2013)

Понятие дорожно-транспортного происшествия

Содержание термина «дорожно-транспортное происшествие» раскрыто на законодательном уровне и не может рассматриваться в ином значении.

ДТП — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

ст. 2 Федерального закона от г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Аналогичное определение приведено в п. 1.2 Правил дорожного движения (ПДД), утверждённых Постановлением Правительства РФ от г. N 1090. В приведённом значении понятие применяется в других нормативных актах, договорах (КАСКО, ОСАГО, аренды/лизинга транспортных средств и др.) и при разрешении судебных споров.

Признаки ДТП

Для квалификации происшествия в качестве дорожно-транспортного необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

  1. Происшествие должно отвечать признакам события. Строго в юридическом смысле событием называют реально произошедшее явление, не зависящее от воли человека. Но если так называемые абсолютные события происходят и развиваются полностью изолированно от поведения и намерений участника отношений (природные явления, течение времени и т. д.), то относительные события, к которым относится ДТП, возникают вследствие действий или бездействия человека и развёртываются в дальнейшем без его участия. Проезд на запрещающий сигнал светофора (действие) или неприменение экстренного торможения (бездействие) происходят по воле и при участии водителя, а последствия (механические повреждения ТС и других объектов, ранение или гибель людей) наступают в результате законов физики и изменений в организме пострадавшего.Провал асфальта под автомобилем — одна из немногих ситуаций, когда ДТП происходит полностью без воли и участия водителя
  2. ДТП происходит в процессе движения транспортного средства. Хотя бы одно ТС должно перемещаться. Повреждение стоящего автомобиля отлетевшим от проезжающего мимо транспорта предметом будет являться ДТП, даже если в повреждённом транспорте никого не было, а падение сосульки или ветки на оставленный во дворе автомобиль рассматривается как причинение ущерба жилищно-коммунальными службами, собственниками зданий и пр.
  3. Происшествие случается в процессе дорожного движения. ПДД определяют дорожное движение как взаимоотношения, существующие в процессе перемещения людей и грузов по дорогам. Дорогой, в свою очередь, является поверхность, специально предназначенная для передвижения транспорта, к которым также относят обочины, трамвайные пути, разделительные полосы и тротуары (п. 1.2 ПДД). Прилегающая территория (дворы, несквозные дворовые дороги, автостоянки, площадки на АЗС, жилые зоны и другие аналогичные поверхности, не предназначенные изначально для сквозного проезда) не является дорогами, но движение по таким участкам должно осуществляться с соблюдением ПДД. Соответственно, произошедшие на них события рассматриваются в качестве ДТП. Столкновение двух автомобилей в чистом поле или на льду реки ДТП не являются. Виновник в причинении ущерба будет устанавливаться исходя из фактических обстоятельств на основании гражданско-правовых норм.Происшествия с автомобилями вне дорог не могут считаться ДТП
  4. В событии задействовано как минимум одно транспортное средство — техустройство, конструктивно разработанные как устройство для перемещения людей и/или грузов именно по дорогам. ТС может быть оборудовано двигателем (механическое ТС) или приводиться в движение другими способами (мускульной силой, животными). Помимо собственно автомобиля (трактора, иной самодвижущейся машины), ПДД относят к транспортным средствам велосипеды, мопеды, мотоциклы и прицепы к транспортным средствам (п.1.2 ПДД). Мотоблок со специальным прицепным оборудованием не является транспортным средством, так как по изначальному конструкторскому замыслу не предназначен для движения по дорогам, хотя технически способен перевозить людей и грузы. Лошадь, слон, осёл и прочие животные не являются транспортными средствами в понимании ПДД в связи с тем, что не могут рассматриваться в качестве технического устройства, но телега, карета и другие подобные объекты, которые иногда встречаются на дорогах, признакам ТС соответствуют полностью. Происшествия с подобными экзотическими средствами будут рассматриваться в качестве ДТП.Авария мотоблока не является ДТП
  5. Происшествие всегда должно иметь материальные и/или физические последствия в виде ранения или гибели людей, повреждения транспортных средств, сооружений, груза, любого иного материального вреда. Повреждение декоративной ограды, например, будет являться ДТП, даже если на автомобиле не осталось ни царапины. Если автомобиль сбил с ног пешехода, но он при этом не пострадал, то событие нельзя отнести к ДТП, что не исключает нарушение водителем ПДД. В то же время если пешеход в результате наезда разбил телефон или порвал брюки, то событие отвечает признакам ДТП, т. к. материальные последствия присутствуют. Для отнесения события к ДТП недостаточно любого повреждения организма. Правилами учёта ДТП, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от г. № 647, и принятым в соответствии с ними ОДМ –2015, утверждённым Распоряжением Росавтодора от N 853-р, применительно к ДТП считаются:
    • раненным — человек, получивший телесные повреждения, в результате которых он на срок не менее 1 суток помещался в больницу либо нуждался в амбулаторном лечении (п. 2 Правил, п. ОДМ);
    • погибшим — человек, умерший непосредственно на месте ДТП или не поздне 30 дней от последствий полученных повреждений (п. 2 Правил, п. ОДМ).

Значение квалификации события в качестве ДТП

Правильная квалификация происшествия в качестве дорожно-транспортного имеет значение при разрешении вопросов об ответственности водителя и возмещении вреда. На практике ситуаций, при которых правильное отнесение события к ДТП является определяющим для разрешения спора, не так уж много, но они вполне реальны. Разрешить их без понимания сути дорожного происшествия невозможно. Для наглядности разберём несколько примеров.

Первый пример касается оставления водителем места ДТП. При перемещении задним ходом на минимальной скорости водитель осуществил наезд на пешехода, в результате которого человек упал. При первоначальном осмотре телесных повреждений не обнаружено, самочувствие оставалось хорошим. Одежда и другое имущество не пострадали. Претензий к водителю пешеход не предъявлял, происшествие было окончено извинениями и примирением. Участники разошлись, обращения в ГИБДД не было по взаимному согласию. Через некоторое время пешеход начал предъявлять материальные требования к водителю в связи с появлением болевых ощущений или обнаружившегося материального ущерба, угрожая привлечением его к ответственности по ч. 2 ст. КоАП РФ (оставление места ДТП). Наказание за предполагаемое нарушение серьёзное — лишение прав до 1,5 лет или арест до 15 суток. Справедливое разрешение дела возможно только при правильной квалификации произошедшего события. Если событие не отвечает признакам ДТП в части наступления последствий, ответственность исключена. Сложность заключается в том, что физические последствия могут проявиться позднее.

Подобные ситуации могут быть инсценированы с целью дальнейшего вымогательства денег. Мошенники представляют свидетелей происшествия и даже видеозапись события. Столкнувшись с противоправными действиями, не следует рассчитывать только на свои силы. Без квалифицированной помощи выпутаться из таких ситуаций крайне сложно.

Второй случай, когда принципиальное значение имеет квалификация события в качестве ДТП, — возмещение ущерба. Страхователь заключил договор КАСКО по специальной программе, согласно которой страховым риском является только ДТП независимо от вины страхователя в причинении ущерба. При въезде на огороженный земельный участок с индивидуальным жилым домом (пригородным домом, дачей и т. п.) водитель неправильно выбрал боковой интервал и совершил боковое столкновение с воротными створками, автомобиль получил повреждения. Возмещение ущерба страховщиком возможно, если происшествие квалифицируется в качестве дорожно-транспортного. Въезд на участок обычно осуществляется с дороги или прилегающей территории, в связи с чем произошедшее при таком въезде событие, на мой взгляд, однозначно является ДТП и страховщик обязан произвести выплату.

Сложнее ситуация, когда событие с транспортным средством произошло внутри придомовой территории. Такие происшествия, как кажется, не должны рассматриваться в качестве ДТП. Придомовая территория не предназначена не только для сквозного проезда, но и для движения вообще, в связи с чем не может рассматриваться в качестве дороги или прилегающей к дороге территории.

Видео: что такое ДТП

Категории участников ДТП

Понятие участника ДТП в законодательстве не раскрывается, но очевидно следует из филологического смысла выражения. Участниками могут быть только физлица. Правила дорожного движения особо выделяют следующие категории (п. 1.2 ПДД):

  • водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо (к водителю приравнивается обучающий вождению);
  • велосипедист — лицо, управляющее велосипедом;
  • пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него);
  • пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу (к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства).
Столкновение с запряжённой телегой является ДТП с участием двух транспортных средств

Применительно к ДТП и в связи с ним используются и другие понятия:

  • владелец транспортного средства (автовладелец) — собственник или любое другое лицо, владеющее ТС на законных основаниях (аренда, хозяйственное ведение и т. д.);
  • виновный в ДТП (виновник ДТП) — лицо, по вине которого произошло ДТП;
  • виновный в причинении ущерба (виновник ущерба) — лицо, по вине которого в результате ДТП причинён вред жизни и здоровью или имущественный ущерб (обычно совпадает с виновником ДТП, но иногда виновным может быть признан, например, механик, выпустивший неисправный автомобиль в рейс, владелец домашних животных, допустивший их выход на дорогу и т. д.);
  • потерпевший — лицо, жизни и здоровью или имуществу которого причинён вред (потерпевшим часто называют лицо, которому причинён только имущественный вред, в отличие от пострадавшего);
  • пострадавший — лицо, жизни и здоровью которого причинён вред.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • http://pravo-auto.com/chto-takoe-dtp-opredelenie-v-pdd/
  • https://tonkostipdd.ru/pdd/1-2-dtp-ili-net
  • https://avtoyurist.org/dtp/vidy-dtp/
  • https://bumper.guru/dtp/chto-takoe-dtp.html
  • http://logos-pravo.ru/articles/dorozhno-transportnoe-proisshestvie-dtp-ponyatie-i-vidy
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий