Что такое недостаток товара

 

Недостаток товара, Срок устранения недостатков товара, Существенный недостаток товара, Устранение недостатков товара, Обнаружение недостатков товара. Как определить существенный недостаток товара 2019. Порядок возврата технически сложного товара продавцу. Практические советы юриста.

Понятие существенного недостатка товара

Необходимо уделить особое внимание этому понятию.

Существенность недостатка имеет значение в отношении технически сложных товаров.

Однако, потребитель не всегда может самостоятельно установить данный «диагноз», а ведь для предъявления претензии необходимо четко понимать, что товар имеет существенный недостаток.

Само понятие содержится в преамбуле Закона о защите прав потребителей, и определяется как:

  • Неустранимый недостаток
  • Недостаток, для устранения которого необходимо понести несоразмерные расходы или затраты времени
  • Неоднократно выявляющийся недостаток
  • Недостаток, проявляющийся вновь после его устранения

Разъяснение по этому вопросу также дал Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел о защите прав потребителей».

Так, под неустранимостью недостатка товара подразумевается невозможность привести товар в соответствие с условиями договора или закона путем проведения мероприятий по устранению дефекта. Иными словами, товар не подлежит ремонту.

Как правило, это выход из строя дорогостоящей детали, без которой функционирование товара невозможно, или производственные дефекты, которые невозможно устранить в путем ремонта (неустранимый дефект лакокрасочного покрытия автомобиля, поломка материнской платы ноутбука и др.).

Когда стоимость ремонта вещи приближается к ее полной стоимости, либо вообще ее превышает, то в этом случае можно говорить о несоразмерности расходов на устранение недостатка товара. Кроме того, эти расходы могут превысить выгоду от использования вещи, которую потребитель мог бы получить, что также говорит о несоразмерности данных расходов.

Данный критерий всегда определяет суд исходя из особенностей, цены и иных свойств товара.

Юрист по правам потребителей в СПб Тел.+7 (812) 989-47-47 (Круглосуточно)Бесплатная консультация по телефону

Несоразмерные затраты времени – это когда на ремонтные работы затрачивается больше времени, чем стороны оговорили письменным соглашением, при том, что это время не может составлять более 45 дней. Если же письменного соглашения относительно данных сроков нет, то нужно исходить из того, сколько времени обычно требуется для устранения недостатка такого рода товаров.

Неоднократное выявление недостатка следует отличать от проявляющегося вновь после мероприятий по его устранению.

В первом случае речь идет о случаях, когда в товаре более одного раза обнаруживаются разные неисправности, и каждый из них делает вещь непригодной к использованию по назначению, или эксплуатация вещи недопустима в целях безопасности.

И не обязательно должны иметь место серьезные поломки, это могут быть и мелкие неисправности. К примеру, смартфон, который периодически самопроизвольно выключается, теряет сеть, или у него залипает кнопка, при неоднократном проявлении хотя бы двух из перечисленных поломок можно вернуть в магазин. Либо автомобиль, в котором периодически проявляются поломки в системе обеспечения торможения, проблемы со светотехникой и приборами освещения, неисправности группы очистки ветрового стекла, вообще запрещается эксплуатировать. И хотя подобные неисправности не являются критическими и подлежат ремонту в условиях ремонтной мастерской, тем не менее, при их неоднократном проявлении можно смело ставить вопрос о возврате автомобиля, его замене с соответствующим перерасчетом покупной цены, либо требовать безвозмездного устранения неисправности и др.

Критерий проявления недостатка вновь после его устранения вполне понятен. Достаточно одного ремонта и проявления той же неисправности повторно, чтобы говорить о существенности недостатка товара, и обратиться к продавцу или изготовителю с одним из определённых законом требований.

Недостаток товара

Исходя из «пункта 1 статьи 20» Закона о защите прав потребителей под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные «статьями 18» и «29» Закона, следует понимать:

а) неустранимый недостаток товара (работы, услуги) — недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий — обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

б) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, — недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.
В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств;

в) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, — недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, — время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;

г) недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, — различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий — обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, — недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.

В отношении технически сложного товара в качестве недостатка товара по «пункту 1 статьи 18» Закона о защите прав потребителей следует понимать различные недостатки товара, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования товара (работы, услуги) более чем тридцать дней в течение каждого года гарантийного срока.

Основные понятия закона о защите прав потребителей

Рассмотрим раздел "Основные понятия" закона о защите прав потребителей:

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

Первое важное понятие - потребитель. Его особенности:

1. Потребителем Вы становитесь не после того, как приобрели товар или использовали услугу. Гражданин становится потребителем сразу же после того, как у него появилось намерение что-то заказать или приобрести. Т.е. когда Вы заходите в автомагазин, чтобы купить омывающую жидкость для стекол, Вы уже являетесь потребителем.

2. Потребителем Вы являетесь лишь в том случае, если Ваше приобретение или заказ выполнены для личных нужд. Например, если Вы покупаете в магазине партию омывающей жидкости для перепродажи, то потребителем Вы не являетесь.

недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

Недостаток товара имеет место в одном из следующих случаев:

1. Товар не соответствует обязательным требованиям, предусмотренным законодательством. Например, если Вы покупаете в магазине зимнюю резину для легкового автомобиля, и высота рисунка протектора у нее менее 1,6 мм (требование ПДД 2019 и 2020 года), то это является недостатком.

2. Товар не соответствует условиям договора купли-продажи. Например, при составлении договора купли-продажи детского удерживающего устройства может быть указано, что оно должно крепиться по стандарту isofix. Если же кресло не имеет подобной возможности крепления, то это недостаток.

3. В случае неполноты или отсутствия договора, товар должен соответствовать обычно предъявляемым требованиям. Например, если после покупки автомобиля Вы обнаружите, что у него протекает крыша, то это также недостаток. Если же в договоре купли-продажи указано, что крыша протекает (например, при покупке старого автомобиля) и покупатель это условие принимает, то недостатком это не является.

4. Товар не предназначен для достижения целей, о которых потребитель сообщил при заключении договора. Например, Вы можете сообщить продавцу, что Вам необходимы коврики в салон автомобиля Nissan Almera 2010 года выпуска. Если проданные коврики в Ваш автомобиль не влезут или окажутся слишком маленькими, то это недостаток.

5. Товар не соответствует образцу или описанию. Предположим, при покупке спойлера через интернет-магазин, Вам вместо белого (изображенного на картинке), прислали зеленый. Это также недостаток.

О действиях, которые потребитель может предпринять в случае обнаружения недостатка я расскажу в дальнейшем. В данном же понятии я хочу обратить Ваше внимание на пункт номер 4. На практике я рекомендую Вам всегда сообщать продавцу для каких целей Вы приобретаете тот или иной товар. В случае необходимости, это даст Вам лишнюю возможность сослаться на недостаток.

существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

Ну и последнее интересное понятие - существенный недостаток товара. Его признаки:

1. Невозможность устранения. Покрышка легкового автомобиля, высота протектора которой менее 1,6 мм, обладает существенным недостатком.

2. Устранение недостатка возможно, однако это повлечет несоизмеримые расходы или затраты времени. Речь идет о ситуациях, когда выпустить новый товар быстрее и дешевле, чем исправить старый. Очень часто это относится к электронным устройствам, например, к автомобильным видеорегистраторам.

3. Недостаток выявляется неоднократно. Например, новый автомобиль иногда неожиданно глохнет.

4. Недостаток проявляется вновь после его устранения. Предположим, что у автомобиля после устранения недостатка, вновь начала протекать крыша. Такой недостаток становится существенным.

Качество товара

Фото 2

В отдельную статью закона о защите прав потребителей вынесено понятие качества товара:

Статья 4. Качество товара (работы, услуги)

1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Если внимательно прочитать приведенную выше выдержку из закона, то можно понять, что все перечисленные в ней условия уже были перечислены выше при рассмотрении понятия "недостаток товара".

Таким образом, можно сделать вывод, что качество товара определяется отсутствием у него недостатков. Если же недостаток присутствует, то товар является некачественным.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://zvonok-yuristu.ru/sushhestvennyiy-nedostatok-tovara/
  • https://law-raa.ru/nedostatok-tovara.html
  • https://pddmaster.ru/interest/zakon-o-zaschite-prav-potrebitelei-nedostatki-tovara.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий